Общепит – самый сложный и непредсказуемый бизнес в мире

Posted on

 

МЕДВЕДЬ

Слыхал много раз:
«А…Че там ваш общепит! Как и другие виды бизнеса! Ничем не сложнее!!!»

Общепит – самый сложный и непредсказуемый бизнес в мире.

Основные определения

СЫРЬЁ – ПРОСТАЯ материальная субстанция, основа для ПРОДУКТА

ПРОДУКТ – СЛОЖНАЯ материальная субстанция, одна из  (многих) целей человеческой деятельности

СИСТЕМА – место, где происходит процесс видоизменения СЫРЬЯ (преобразования сырья…..приобретения сырьём прибавочной стоимости)

У каждой системы есть ВХОД – это канал, куда поступает СЫРЬЁ

У каждой системы есть ВЫХОД – это канал, откуда выходит готовый ПРОДУКТ

 

0001

 

Рассмотрим процесс производства чего угодно Например, автомобиля ВАЗ.

ВХОД- это диски-покрышки-карбюратор-заслонки, колёса, гайки, шурупы, провода – всего 14  тыс деталей, наименований СЫРЬЯ

ВЫХОД – это готовый  (вышедший с завода и прошедший испытания) автомобиль, то есть ПРОДУКТ

Немного усложним схему, добавив в неё ВЫХОД + (его нет на рисунке)
ВЫХОД + — это то конечное состояние и комплектация авто, в котором потребитель приобретает оное, или КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ

Объективно, ПОЧТИ ВСЕГДА,  в каждой сфере производства

ВЫХОД ≠ ВЫХОД+

Рассмотрим 2 случая на примере авто:

  1. ВЫХОД►ВЫХОД+ ( выход больше, чем выход+)

Это ситуация, когда на пути к потребителю продукт ТЕРЯЕТ потребительские свойства. Например, с авто при транспортировке свинчивают боковое зеркало, крадут коврик, запаску и т п. Или просто коцают машину при транспортировке.
Более скрытый вариант….чисто гипотетически – подменяют лучший карбюратор на худший… или импортную резину меняют на отечественную — одним слово, УМЕНЬШАЮТ потребительские свойства товара. Это нечастый случай, т к с дефектом, кроме скрытого, дилеру авто реализовать сложно, дилер вынужден его дорабатывать.

  1. ВЫХОД◄ВЫХОД+ (выход меньше, чем выход+)

Это ситуация, когда продукт ПРИБАВЛЯЕТ в стоимости: доукомплектация, мойка-полировка, предпродажная подготовка.
О том, что ПРОДУКТ может прибавить в стоимости вследствие СЕРВИСА, — об этом в другой раз.

Если ВЫХОДную стоимость авто принять за 100%, что более чем спорно в отношении ВАЗа,  то ВЫХОД+ в интервале от 95% до 110%….условно, в этих рамках.

 

Общественное питание – это одна из немногих сфер человеческой деятельности, где

  1. Продукт  на ВЫХОДЕ может быть ВООБЩЕ НЕ РЕАЛИЗУЕМ (пережареная котлета, пересолёный суп) – потеря * 100 % потребительской стоимости.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Причём (это важно) непригодность ПРОДУКТА определяется после точки невозврата (когда продукт или даже его часть уже невозможно реанимировать), а иногда даже на столе у потребителя, что создаёт отложенный отрицательный эффект.

* На самом деле,  потеря больше 100%,  так как в создании этого ПРОДУКТА принимали участие другие сотрудники того же ресторана, которые получат зарплату;  потрачена эл энергия и проч.

Кажется подходящим пример с апельсиновым фрешем: в Марокко собрали урожай апельсинов….негры загрузили плоды в трюмы больших кораблей, корабли шли день и ночь, сквозь шторма и бури и достигли-таки порта назначения! Где яркие фрукты переместили в фуры, и суровые дальнобойщики припёрли эту канитель в Москву и сдали на оптовый рынок…розница закупилась у оптовиков и,  наконец, апельсины очутились в баре пафосного ресторана.

Гость данного ресторана заказал, растопырив пальцы, апельсиновый фреш за 200 руб 200 мл.

Мудила-бармен давит сок из ТЁПЛЫХ апельсинов, и столе у заказавшего появляется (за 4 бакса!не за 10 копеек!) неправильный ПРОДУКТ. Потому что сок должен подаваться охлаждённым (если нет других указаний).

Вот так. Только из-за того, что мелкий исполнитель не исполнил, а средний менеджер не проконтролировал, ВСЕ в говне: бармен в говне, менеджер в говне, ресторан в говне, владелец в говне, посетитель тоже в говне, причём за свои же 4 бакса.

Кто-то скажет, что сок можно охладить до нужной температуры и реализовать.

Отвечаю: да, можно.

Но

  1. Официант уже облажался, принеся неправильный сок
  2. Охладить быстро можно, только бросив в напиток лёд.

Но

—  не все посетители одобряют лёд, особенно во фреше.

— лёд в любом случае изменяет (разбавляет) продукт, и продукт, по мнению того же потребителя,  теряет потребительскую стоимость.

Теряет не 100 %, как тогда, когда повар пересолил суп и его пришлось вылить! теряет меньше, ведь пить сок всё-таки можно. Но – теряет.

Кто-то скажет, что данный сок можно реализовать ДРУГОМУ посетителю. И предложит поставить стакан с соком в барный холодильник. Ненадолго. До след заказа сока.

Отвечаю: эт можно.

Но:

— прежний посетитель уже отпил из стакана, иначе как бы он узнал , что сок тёплый!

— ты — руководитель. И ты говоришь бармену: Вася…поставь стакан с соком в холодильник. Как закажут – отдашь… – с этого момента ты, руководитель ресторана,  включился в игру.

Игру «Общепит против Посетителя».

Ты, руководитель,  на стороне Общепита и против Посетителя, и об этом, так или иначе, будет знать весь персонал ресторана.

 

  1.  Общепит – единственная сфера, где на ВЫХОДЕ– крайне редко 100 %
  • 80-90 % — бОльшая часть блюд
  • Менее 80 % — не так уж редко
  • Есть ли исключения? – есть. Макдональдс

Но и это ещё не всё.
Примем во внимание тот факт, что чем выше уровень ресторана, тем большую долю занимает ОБСЛУЖИВАНИЕ в общем эффекте восприятия от посещения ресторана.

Если общий эффект от посещения заведения общепита принять за 100%, то:

  • Фаст-фуд,  100% = качество/цена 100% + сервис 0%
  • Пафосный ресторан, 100%=качество 30%+сервис 70%
  • То есть, в фаст-фуде сервис вообще пофигу — важна скорость, визуальная чистота и пищевая безопасность
  • А в пафосном заведении наоборот:  сервис даже важнее кухни, при этом цена блюда практически не важна.

Так что, если мы начнём анализировать Общепит  по категории ВЫХОД+, или, другими словами, если на качество блюда на ВЫХОДЕ накладывается эффект от нашего знаменитого российского сервиса, то общая картина по категории ВЫХОД+ резко (и часто) ухудшается: допустим, повар приготовил блюдо ВЫХОД 100%.

Что нужно сделать, чтобы уронить до 80-85? – ничего особенного. Просто опоздать забрать горячее с кухни на 5 минут. Всего 5 минут – и оно уже подостыло. А мясо «медиум» перешло…К «перешедшему» мясу добавится, что официант «забыл» принести нужный нож….или хлеб….или масло….само собой, официант с кислым лицом – и вот мы имеем на ВЫХОД +  50% вместо 100% , которые были всего 5 мин назад, на кухне. Работа повара и всей цепочки «до повара», все их 100% —  насмарку.

 

Общий вывод: система общепита – это единственный вид деятельности в нашей стране,  когда КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ и ВЫХОД 
ЧАСТО имеет ПОТРЕБИТЕЛЬСКУЮ СТОИМОСТЬ много ниже 100%.

Ещё определение:…..конечный продукт…..часто…..годится только на выброс.

ЕщеСЫРЬЁ  при преобразовании  в СИСТЕМЕ может стать невосстановимо, т е полностью или частично испорчено.

Пример ниже вроде похожий, да не тот: вы пришли в гастроном и купили бутылку пива.

Бутылка с пивом:

  • Пыльная (можно протереть)
  • Этикетка полуоторвана (на вкусе это не отразится)
  • Пиво тёплое (поставлю в холод)
  • Пиво просрочено (если не очень сильно, то пригодно к употреблению)
  • Продавщица нахамила (я тоже ей огрызнулся)

я собрал все возможные недостатки (осталось только насрать на бутылку), а пиво потеряло всего 10-15-20 %.
Потому что пиво можно пить: и вкус тот же, и не отравишься.

Машина – то же самое.

Был какой-то смешной случай лет 8 назад , когда на презентации у Шевроле –Нива не закрылась дверь.
На презентации! Вокруг куча журналистов!
Весь мир ржал….
Это смешно, спору нет, не в том месте и не  в то время такой конфуз, но болтик подкрутили – и закрылась дверца.

Авто: ВЫХОД 100%, ВЫХОД+ 95-105%

Но не 90, как ОЧЕНЬ часто в общепите

И не 80, как ЧАСТО в общепите

Нередко в общепите 50… 30…и даже 0%

Вот поэтому я считаю общепит самым сложным и непредсказуемым бизнесом в мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *