Продать ресторан…
Существует множество методик оценки бизнеса. Ниже — один из расчётов. Не «единственно возможный»….не «самый верный», а просто «один из…», чтоб помочь Вам оценить и продать ресторан.
Приблизительный
расчет стоимости ресторанного бизнеса в г Москве на примере успешно работающего кафе «Валенки», ежемесячная прибыль которого 1 млн руб
Есть: кафе/ресторан, на строительство и запуск которого было потрачено 25 млн руб в течение 6 месяцев примерно равными траншами. По истечении 2 лет и 6 мес с момента запуска (или 3 года с начала строительства) владельцы решили продать ресторан.
Вопрос: за какую цену можно продать ресторан/кафе/фаст-фуд?
〖КАФЕ КАК БИЗНЕС〗= 〖КАФЕ через 3 года〗 + 〖ПРИБЫЛЬ за 4 года〗
Где 〖КАФЕ КАК БИЗНЕС〗— цена кафе = стоимость бизнеса через 3 года, млн руб;
〖КАФЕ через 3 года〗 – цена кафе (инвентарь, оборудование, мебель) через 3 года, млн руб;
〖ПРИБЫЛЬ за 4 года〗 — при продаже кафе как бизнеса некая средняя по отрасли норма – это прибыль кафе за БУДУЩИЕ 4 года, или за 48 месяцев = 48 млн руб
———————————————————————————————————————
〖КАФЕ через 3 года〗= 〖КАФЕ новое〗- (ПОДДЕРЖАНИЕ + ДОЛГИ – Складские Запасы.) – 0,20〖КАФЕ новое〗 – 0,15 〖КАФЕ новое〗— 0,15〖КАФЕ новое〗
〖КАФЕ новое〗 – полная стоимость ремонта помещения и запуска кафе, включая арендный депозит и средства на поддержание в убыточные месяцы после открытия, всего 25 млн руб
ПОДДЕРЖАНИЕ — средства на поддержание в убыточные месяцы после открытия, например, 1 млн руб;
ДОЛГИ – общая задолженность предприятия (поставщикам, по зарплате и проч) на момент продажи кафе, допустим, 1, 5 млн руб
Складские Запасы – складские запасы в кафе на момент продажи, примем 0,7 млн руб
0,20〖КАФЕ новое〗 – амортизация КАФЕ за первый год работы, 0,20 25=5 млн руб
0,15〖КАФЕ новое〗 — амортизация КАФЕ за 2-ой год работы, 0,15 25=3,75 млн руб
0,15〖КАФЕ новое〗 — амортизация КАФЕ за полгода 3-его года работы, 0,15 25 = 1, 875 млн руб
Таким образом, = 25 – (1 + 1,5 – 0,7) – 5 – 3,75 – 1,875 = 12,525 млн руб
———————————————————————————————————————
Попутно расчет ROI
ПРИБЫЛЬ за срок работы – прибыль кафе за срок работы кафе. Фактически, 6 месяцев кафе строилось и ещё 2 месяца работало в минус. Далее 2 года 4 месяца работало с прибылью 1 млн руб/мес = 28 мес 1 млн = 28 млн руб
При затратах на строительство кафе 25 млн руб – через 3 года у нас 12, 525 + 28 = 40, 5 млн руб.
То есть вложенные 25 млн заработали нам 40,5 млн, или 13, 5 млн руб в год, или 54 % в год
ROI =(40,5-25)/25*100% = 62%
———————————————————————————————————————
Продать такое кафе можно за
〖КАФЕ КАК БИЗНЕС〗= 〖КАФЕ через 3 года〗 + 〖ПРИБЫЛЬ за 4 года〗
= 12, 525 + 48 = 60 млн руб
Другими словами, если ты умеешь делать успешные рестораны, ты можешь их
-открывать
-раскручивать
-возвращать свои инвестиции с плюсом
-а затем выгодно продавать.
Человек же, покупающий ресторан, всегда рискует: даже если он получил от Продавца настоящие отчёты по продажам и дела в ресторане действительно идут хорошо, Покупатель не знает, в какой фазе развития бизнеса находится ресторан в момент приобретения и будет ли купленный им ресторан генерировать планируемую прибыль.
Тем более, когда ресторан меняет владельца, частенько уходят ключевые работники (управляющий и шеф-повар), и ресторан начинает «сыпаться».
Оптимальная схема продажи ресторана, с точки зрения Продавца, следующая:
- Построение, запуск ресторана
- Раскрутка до максимально возможных показателей
- Работа на максимуме как можно дольше (обычно это 1, 5-3 года – т н «стратегия снятия сливок»)
- Продажа ресторана по максимально возможной цене, обусловленной нахождением бизнеса в стадии зрелости на грани с «затуханием», а не потому, что тебе «хочется» или «не хочется» его продать.
- Затухание ресторана (у нового владельца)
Вывод: в нашем случае затраты 25 млн руб
- Через 3 года ты продаёшь кафе за 60 млн + 28 млн ты заработал в течение 3 лет, пока кафе было твоим = итого 88 млн руб
Получается, что 25 млн руб принесли тебе 88 млн руб, или 117 % в год при недисконтированном подсчёте.
- Следует помнить, что ресторан – это товар. А товар оценивается во столько, сколько денег за него готов выложить Покупатель. Цена товара – это вопрос торга. Поэтому различие в цене продажи может быть существенным.
- Часто бывает, что ресторан давно уже пора продать (или полностью поменять его концепцию). Но до тех пор, пока ресторан приносит хотя бы 5 копеек, Владелец тянет с его продажей. И не только в деньгах дело: ресторан для Владельца — как собственный ребёнок.
- Из формулы 〖КАФЕ КАК БИЗНЕС〗= 〖КАФЕ через 3 года〗 + 〖ПРИБЫЛЬ за 4 года〗следует, что неприбыльное или малоприбыльное кафе продать можно всего-навсего как помещение с подержанным оборудованием и мебелью за сумму, гораздо меньше потраченной вначале.